Russian Belarusian English Polish

г. Брест, ул. Медицинская 6,   E-mail: brcoc@brest.by
Регистратура: +375 162 55-14-39 (городской)
                              +375 29 251-58-48 МТС
                              +375 29 191-58-48 А1
                              +375 25 692-94-61 Life
Платные услуги: +375 162 55-84-36

УЗИ, МРТ: +375 162 55-84-36
Касса: +375 162 53-04-46

Факс +375 162 35-59-23
Russian Belarusian English Polish

Работа по борьбе с коррупцией

ПОЛОЖЕНИЕ о комиссии по противодействию коррупционных правонарушений в УЗ «Брестский областной онкологический диспансер

1. Настоящим положением о комиссии по предупреждению коррупционных правонарушений определяется порядок создания и деятельности комиссии по противодействию коррупционных правонарушений в учреждении здравоохранения «Брестский областной онкологический диспансер».

2. Комиссия создается руководителем учреждения в количестве не менее пяти членов под председательством одного из заместителей руководителя учреждения. Заместитель председателя и секретарь комиссии избираются на заседании комиссии из числа ее членов. Состав комиссии формируется из числа работников курирующих (осуществляющих) финансово-хозяйственную и производственную деятельность, бухгалтерский учет, распоряжение бюджетными денежными средствами, сохранность собственности и эффективное использование имущества, кадровую и юридическую работу.
Состав комиссии утверждается приказом главного врача Брестского ООД.

3. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 15 июля 2015 года «О борьбе с коррупцией» № 305-З, иными актами законодательства, а также настоящим Положением.

4. Целью комиссии является содействие в принятии и укреплении мер направленных на более эффективное и действенное предупреждение коррупционных правонарушений в Брестском ООД.

5. Основными задачами комиссии являются:

  • рассмотрение, обобщение и анализ поступающих в Брестский ООД информации от юридических и физических лиц о нарушении антикоррупционного законодательства;
  • своевременное определение коррупционных рисков и мер по их нейтрализации;
  • разработка и организация проведения мероприятий и мер реагирования на выявленные нарушения антикоррупционного законодательства, анализ эффективности мер;
  • координация деятельности в структурных подразделений учреждения; заслушивание отчетов руководителей о проводимых ими мероприятиях и принимаемых мерах по предотвращению коррупционных проявлений;
  • взаимодействие с государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией;
  • участие в рассмотрении проверок и ревизий, по результатам которых выявлены случаи коррупционных проявлений;
  • рассмотрение вопросов по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, а также внесение соответствующих предложений руководителю;
  • рассмотрение вопросов соблюдения правил этики государственного служащего;
  • рассмотрение мер, принятых для устранения последствий коррупционных правонарушений и правонарушений, создающих условия для коррупции.

6. Комиссия в целях решения возложенных на нее задач осуществляет следующие функции:

6.1. участвует в пределах своей компетенции в выполнении поручений вышестоящих государственных органов по предотвращению правонарушений, создающих условия для коррупции и коррупционных правонарушений;

6.2. ведет учет поступающей из правоохранительных и контролирующих органов, иных государственных органов и организаций и содержащейся в обращениях граждан и юридических лиц информации о нарушениях антикроррупционного законодательства работниками учреждения;

6.3. заслушивает на своих заседаниях руководителей подразделений о проводимой работе по профилактике коррупции;

6.4. взаимодействует с государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией;

6.5 разрабатывает и представляет руководителю предложения по предотвращению либо урегулированию ситуаций, в которых личные интересы работника, его супруги (супруга), близких родственников или свойственников влияют либо могут повлиять на надлежащее этим работником своих служебных (трудовых) обязанностей;

6.6. информирует руководителя о поступивших в комиссию сведениях о правонарушениях, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений;

6.7. вносит руководителю предложение к дисциплинарной ответственности подчиненных работников, совершивших правонарушение, создающие условия для коррупции и коррупционные правонарушения;

6.8. рассматривает предложения членов комиссии о совершенствовании методической и организационной работы по противодействию коррупции;

6.9. вырабатывает предложения о мерах реагирования на информацию, содержащуюся в обращениях граждан и юридических лиц, по вопросам проявлений коррупции;

6.10 вносит руководителю предложения о поощрении работников, оказывающих содействие в предотвращении проявлений коррупции и их выявлении, выявлении правонарушений, создающих условия для коррупции и коррупционных правонарушений;

7. Деятельность комиссии осуществляется в соответствии с планами работы на календарный год, утверждаемыми на ее заседаниях.

7.1. План работы комиссии на календарный год с перечнем подлежащих рассмотрению на заседаниях комиссии вопросов должен быть размещен на официальном сайте УЗ «Брестский ООД» в глобальной компьютерной сети Интернет не позднее 15 дней со дня его утверждения.

Информация о дате, времени и месте проведения заседаний комиссии подлежит размещению на официальном сайте УЗ «Брестский ООД» в глобальной компьютерной сети Интернет не позднее 15 рабочих дней до дня проведения заседания комиссии.

8. Не могут являться одновременно членами комиссии лица, состоящие в браке или находящиеся в отношениях близкого родства или свойства.

9. Председатель комиссии:

  • несет персональную ответственность за деятельность комиссии;
  • организует работу комиссии;
  • определяет место и время проведения заседаний комиссии;
  • утверждает повестку дня заседаний комиссии и порядок рассмотрения вопросов на ее заседаниях;
  • дает поручения членам комиссии по вопросам ее деятельности, осуществляет контроль за их выполнением;
  • незамедлительно принимает меры по предотвращению конфликта интересов или его урегулированию при получении информации, связанной с исполнением обязанностей члена комиссии.

В случае отсутствия необходимого количества членов комиссии на ее заседании председатель комиссии назначает дату нового заседания, но не позднее чем через месяц со дня несостоявшегося заседания.

В отсутствие председателя комиссии его обязанности исполняет заместитель председателя комиссии.

10. Член комиссии вправе:

  • вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию комиссии;
  • выступать на заседаниях комиссии и инициировать проведение голосования по внесенным предложениям;
  • задавать участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
  • знакомиться с протоколами заседаний комиссии и иными материалами, касающимися ее деятельности;
  • в случае несогласия с решением комиссии изложить письменно особое мнение по рассматриваемому вопросу, подлежащее обязательному приобщению к протоколу заседания комиссии;
  • осуществлять иные полномочия в целях выполнения возложенных на комиссию задач и функций.

11. Член комиссии обязан:

  • принимать участие в подготовке заседаний комиссии, вносить предложения, в том числе формировании повестки дня комиссии;
  • участвовать в заседаниях комиссии, а в случае невозможности участия в них сообщать об этом председателю комиссии;
  • выступать на заседаниях комиссии и инициировать проведение голосования по внесенным предложениям;
  • задавать участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
  • не совершать действий, дискредитирующих комиссию;
  • знакомится с протоколами заседаний комиссии и иными материалами, касающимися ее деятельности;
  • выполнять решения комиссии (поручения ее председателя);
  • незамедлительно в письменной форме уведомить председателя комиссии о возникновении конфликта интересов или возможности его возникновения в связи с исполнением обязанностей члена комиссии;
  • в случае несогласия с решением комиссии изложить письменно особое мнение по рассматриваемому вопросу, подлежащее обязательному приобщению к протоколу заседания комиссии;
  • добросовестно и надлежащим образом исполнять возложенные на него обязанности.

Член комиссии несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

12. Секретарь комиссии:

  • обобщает материалы, поступившие для рассмотрения на заседаниях комиссии;
  • ведет документацию комиссии;
  • извещает членов комиссии и приглашенных лиц о месте, времени проведения и повестке дня заседания комиссии;
  • обеспечивает подготовку заседаний комиссии;
  • обеспечивает ознакомление членов комиссии с протоколами заседаний комиссий;
  • осуществляет учет и хранение протоколов заседаний комиссии и материалов к ним.

13. Воспрепятствование членам комиссии в выполнении ими своих полномочий не допускается и влечет применение мер ответственности в соответствии с законодательными актами.

13.1. Граждане и юридические лица вправе направить в УЗ «Брестский ООД», в котором создана комиссия по противодействию коррупционных правонарушений, предложения о мерах по противодействию коррупции, относящиеся к компетенции комиссии.

Предложения граждан и юридических лиц о мерах по противодействию коррупции, относящиеся к компетенции комиссии, рассматриваются на заседании комиссии и приобщаются к материалам данного заседания.

К предложениям граждан и юридических лиц о мерах по противодействию коррупции и порядку их рассмотрения применяются требования, предусмотренные законодательством об обращениях граждан и юридических лиц.

В случае несогласия с результатами рассмотрения предложения о мерах по противодействию коррупции гражданин, юридическое лицо вправе направить соответствующее предложение о мерах по противодействию коррупции главному врачу УЗ «Брестский ООД»;

14. Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, в том числе для рассмотрения выявленных комиссией в ходе ее деятельности конкретных правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений, но не реже одного раза в полугодие.

14.1 Решение о созыве комиссии принимается председателем комиссии или по предложению не менее одной трети ее членов.

В ходе заседания Комиссия имеет право рассматривать вопросы, связанные:

  • с установленными нарушениями работниками нашего учреждения, запрашивать и рассматривать информацию по вопросам коррупционных проявлений в диспансере, его отделениях и службах;
  • соблюдением порядка осуществления закупок товаров (работ, услуг) подрядных торгов в строительстве;
  • с состоянием дебиторской задолженности, обоснованностью расходования бюджетных средств;
  • вносить предложения о проведении проверок соблюдения антикоррупционного законодательства, обеспечение целевого и экономического использования ресурсов, сохранности и использования имущества, организации и проведения внутрихозяйственного контроля, организации бухгалтерского учета и ведения бухгалтерской отчетности;
  • с урегулированием либо предотвращением конфликта интересов.

Помимо вопросов, указанных в части первой настоящего пункта, на заседании рассматриваются предложения граждан и юридических лиц о мерах по противодействию коррупции с участием представителей юридических лиц и граждан, в отношении которых председателем комиссии и (или) главным врачом учреждения принято решение об их приглашении на это заседание.

и другие вопросы, входящие в компетенцию комиссии

15. Комиссия правомочна принимать решения при условии присутствия на заседании более половины ее членов.

Решение комиссии, принятое по вопросам повестки дня ее заседания, является обязательным для выполнения работниками УЗ «Брестский ООД», его отделениях и службах. Невыполнение (ненадлежащее выполнение) решения комиссии влечет ответственность в соответствии с законодательными актами.

16. Члены комиссии обладают равными правами при обсуждении проектов решений.

Решения принимаются простым большинством голосов от общего количества членов комиссии, присутствующих на ее заседании.

В случае равенства голосов решающим является голос председателя комиссии. Решения комиссии оформляются протоколом.

17. В протоколе указываются:

  • место и время проведения заседания комиссии;
  • наименование и состав комиссии;
  • сведения об участниках заседания комиссии, не являющихся ее членами;
  • повестка дня заседания комиссии, содержание рассматриваемых вопросов и материалов;
  • принятые комиссией решения;
  • сведения о приобщенных к протоколу заседания комиссии материалах.

18. Протокол заседания комиссии готовится в 10-дневный срок со дня его проведения, подписывается председателем и секретарем комиссии, после чего в 5-дневный срок доводится секретарем комиссии до ее членов и иных заинтересованных лиц. Члены комиссии знакомятся с протоколом посредством проставления подписи на нем.

ПЛАН работы комиссии по противодействию коррупции учреждения здравоохранения «Брестский областной онкологический диспансер» на 2022 год

№ п/п

Наименование мероприятий

Срок исполнения

Ответственные исполнители

1.

Заседание комиссии с повесткой:

1.1.Контроль своевременности и соблюдения законодательства при оформлении обязательств государственными должностными лицами по соблюдению требований, установленных ст.17 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией».

Докладчик - заведующий кадровым сектором – Бондарева Е.И.

1.2.Оценить работу приемного отделения по профилактике коррупционных правонарушений за 1-й квартал в  2022 года на основании отчета заведующего отделения.

1.3. Отчет по соблюдению требований и зафиксированных фактах нарушений трудовой и исполнительской дисциплины, анализ обращений граждан на предмет наличия информации о фактах коррупционных проявлений в диспансере.

Докладчик – юрисконсульт Журавская А.Э.

1.4. Информация о текущих изменениях законодательства юрисконсультом учреждения.

март 2022г.

Председатель комиссии по противодействию коррупции Лукьяновский Р.В.,

 члены комиссии,

заведующий приемным отделением Сушко В.В.,

заведующий кадровым сектором Бондарева Е.И.,

юрисконсульт Журавская А.Э.

2

2.1.Запланировать участие членов комиссии в обучающих семинарах касающихся вопросов коррупционного законодательства и организации и проведения закупок товаров (работ, услуг).

2.2. Оценить работу планово-экономического отдела по недопущению нарушений в вопросах учета и распоряжения имуществом и по профилактике коррупционных правонарушений за 2-й квартал  2022 года на основании отчета начальника ПЭО.

2.3. Оценить работу поликлинического отделения по профилактике коррупционных правонарушений за 2-й квартал в  2022 года на основании отчета заведующего поликлиники.

2.4. Отчет по соблюдению требований и зафиксированных фактах нарушений трудовой и исполнительской дисциплины,  анализ обращений граждан на предмет наличия информации о фактах коррупционных проявлений в диспансере.

Докладчик – заведующий кадровым сектором Бондарева Е.И.

2.5. Анализ обращений граждан на предмет наличия информации о фактах коррупционных проявлений в диспансере.

Докладчик – юрисконсульт Журавская А.Э.

июнь 2022г.

Председатель комиссии по противодействию коррупции Лукьяновский Р.В. ,

члены комиссии,

начальник ПЭО Лончук Н.И.,

врач-онколог хирург (зав.поликлиники) Галашевская И.М.,

заведующий кадровым сектором Бондарева Е.И.,

юрисконсульт Журавская А.Э.

3

3.1.Контроль за соблюдением законодательства о государственных закупках товаров (работ, услуг), коррупционные риски, обоснованность проведения процедур закупок, устранение необоснованного и недобросовестного посредничества при проведении закупок на основании отчета специалиста по организации закупок.

3.2.Оценить работу отделения лучевой терапии за 3-й квартал 2022 года на основании отчета заведующего отделением.

3.3.Отчет по соблюдению требований и зафиксированных фактах нарушений трудовой и исполнительской дисциплины,  анализ обращений граждан на предмет наличия информации о фактах коррупционных проявлений в диспансере.

Докладчик – заведующий кадровым сектором Бондарева Е.И.

3.4.  Анализ обращений граждан на предмет наличия информации о фактах коррупционных проявлений в диспансере.

Докладчик – юрисконсульт Журавская А.Э.

сентябрь 2022г.

Председатель комиссии по противодействию коррупции Лукьяновский Р.В. ,

Специалист по организации закупок Копылова Е.Ю.,

Заведующий лучевой терапии Волонцевич В.Н.,

заведующий кадровым сектором Бондарева Е.И.,

юрисконсульт Журавская А.Э.

4.

Подведение итогов работы комиссии по выполнению плана мероприятий по профилактике коррупционных правонарушений за 2022 год.

4.1.Оценить работу отделения анестезиологии и реанимации на основании отчета заведующего отделением.

4.2. Оценить работу радиологического отделения на основании отчета заведующего отделением.

4.3. Отчет по соблюдению требований и зафиксированных фактах нарушений трудовой и исполнительской дисциплины,  анализ обращений граждан на предмет наличия информации о фактах коррупционных проявлений в диспансере.

Докладчик – заведующий кадровым сектором Бондарева Е.И.

4.4. Анализ обращений граждан на предмет наличия информации о фактах коррупционных проявлений в диспансере.

Докладчик – юрисконсульт Журавская А.Э.

4.5. Рассмотреть и утвердить план работы комиссии на 2023 год.

декабрь 2022г.

Председатель комиссии по противодействию коррупции Лукьяновский Р.В. ,

заведующий отделения Попов С.В.,

заведующий радиологического отделения Пшебылинский В.Э.,

заведующий кадровым сектором Бондарева Е.И.,

юрисконсульт Журавская А.Э.

О ВРЕДЕ КОРРУПЦИИ И ПРИНИМАЕМЫХ МЕРАХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИОННЫМ ПРОЯВЛЕНИЯМ

Нормативным правовым актом, относящимся к сфере антикоррупционного законодательства, является  Закон Республики Беларусь от 15  июля  2015 года  «О борьбе с коррупцией».

Коррупция – умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей в целях противоправного получения имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления имимущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей, а также совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица, в том числе иностранного.

В наиболее общем смысле коррупцию можно определить как использование должностным лицом своего положения в целях получения личной выгоды.

Коррупция ущемляет права и интересы граждан, подрывает их доверие к власти, дестабилизирует экономику, оказывает разрушительное влияние на демократию и правопорядок в стране.

На сегодняшний день коррупция проявляется в различных формах. Среди них: взяточничество, вымогательство, протекционизм, лоббизм,  незаконное распределение общественных ресурсов, незаконная приватизация, необоснованное предоставление льготных кредитов и заказов, незаконное финансирование политических партий и общественных организаций, др.

Виды коррупционных правонарушений определены в статье 37 Закона о борьбе с коррупцией

Коррупционными правонарушениями являются:

  • вымогательство государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей;
  • принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей, кроме предусмотренной законодательством оплаты труда;
  • предложение или предоставление государственному должностному или приравненному к нему лицу либо иностранному должностному лицу имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей;
  • действие или бездействие государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица при исполнении служебных (трудовых) обязанностей в целях незаконного извлечения выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц;
  • незаконное использование или умышленное сокрытие имущества, полученного государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом от любой деятельности, указанной в абзацах втором, третьем и пятом части первой настоящей статьи;
  • принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества (подарков), за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, или получение другой выгоды для себя или для третьих лиц в виде работы, услуги в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей;
  • осуществление государственным должностным или приравненным к нему лицом поездки за счет физических и (или) юридических лиц, отношения с которыми входят в вопросы его служебной (трудовой) деятельности, за исключением следующих поездок: служебных командировок; по приглашению супруга (супруги), близких родственников или свойственников; осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или по договоренности между государственными органами Республики Беларусь и органами иностранных государств за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций; осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального органа управления для участия в международных и зарубежных научных, спортивных, творческих и иных мероприятиях за счет средств общественных объединений (фондов), в том числе поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности таких общественных объединений (фондов) по приглашениям и за счет зарубежных партнеров;
  • передача государственным должностным лицом физическим лицам, а также негосударственным организациям бюджетных средств или иного имущества, находящегося в государственной собственности либо в собственности организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, если это не предусмотрено законодательными актами;
  • использование государственным должностным лицом в личных и иных внеслужебных интересах предоставленного ему для выполнения государственных функций имущества, находящегося в государственной собственности, если это не предусмотрено актами законодательства;
  • использование государственным должностным лицом своих служебных полномочий в целях получения кредита, займа, приобретения ценных бумаг, недвижимого и иного имущества;
  • мелкое хищение имущества путем злоупотребления служебными полномочиями.

Совершение указанных в части первой настоящей статьи правонарушений влечет

В статье 25 Закона о борьбе с коррупцией определены виды правонарушений, создающих условия для коррупции

Правонарушения, создающие условия для коррупции:

  • вмешательство государственного должностного лица с использованием своих служебных полномочий в деятельность других государственных органов и иных организаций, если это не входит в круг его полномочий и не основано назаконодательном акте;
  • оказание государственным должностным лицом при подготовке и принятии решений неправомерного предпочтения интересам физических или юридических лиц либо предоставление им необоснованных льгот и привилегий или оказание содействия в их предоставлении;
  • использование государственным должностным или приравненным к нему лицом служебного положения при решении вопросов, затрагивающих его личные, групповые и иные внеслужебные интересы, если это не связано со служебной (трудовой) деятельностью;
  • участие государственного должностного лица в качестве представителя третьих лиц в делах государственного органа, иной организации, служащим (работником) которого (которой) он является, либо подчиненного (подчиненной) и (или) подконтрольного (подконтрольной) ему (ей) государственного органа, иной организации;
  • использование государственным должностным или приравненным к нему лицом во внеслужебных интересах информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, полученной при исполнении им служебных (трудовых) обязанностей;
  • отказ государственного должностного или приравненного к нему лица в предоставлении информации физическим или юридическим лицам, предоставление которой этим лицам предусмотрено актами законодательства, умышленное несвоевременное ее предоставление или предоставление неполной либо недостоверной информации;
  • требование государственным должностным или приравненным к нему лицом от физических или юридических лиц информации, в том числе документов, предоставление которой не предусмотрено актами законодательства;
  • нарушение государственным должностным лицом в личных, групповых и иных внеслужебных интересах установленного законодательными актами порядка рассмотрения обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц и принятия решений по вопросам, входящим в его компетенцию;
  • создание государственным должностным или приравненным к нему лицом препятствий физическим или юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов;
  • делегирование государственным должностным лицом полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности либо на контроль за ней лицу, осуществляющему такую деятельность, если это не предусмотрено законодательными актами;
  • нарушение государственным должностным или приравненным к нему лицом установленного актами законодательства порядка проведения конкурсов, аукционов, процедур закупок;
  • требование государственным должностным или приравненным к нему лицом предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, а равно нарушение государственным должностным или приравненным к нему лицом порядка ее предоставления, получения и использования, установленного актами законодательства.

Физическим лицам, способствующим выявлению коррупции статьей 39 определены гарантии

Физическое лицо, сообщившее о факте правонарушения, создающего условия для коррупции, коррупционного правонарушения или иным образом способствующее выявлению коррупции, находится под защитой государства.

Физическому лицу, способствующему выявлению коррупции, его супругу (супруге), близким родственникам или свойственникам при наличии достаточных данных, указывающих на то, что в отношении их имеется реальная угроза убийства, применения насилия, уничтожения или повреждения имущества, осуществления других противоправных действий, гарантируется применение мер по обеспечению безопасности в порядке, установленном законодательными актами.

Физическому лицу, способствующему выявлению коррупции, в случаях и порядке, определенных Советом Министров Республики Беларусь, выплачиваются вознаграждение и другие выплаты, которые не указываются в декларации о доходах и имуществе.

Ответственность за нарушение коррупционного законодательства

В зависимости от последствий правонарушений в Республике Беларусь установлена административная, дисциплинарная, гражданско-правовая  и уголовная ответственность за коррупцию.

В Кодексе об административных правонарушениях определены меры административной ответственности за отдельные виды коррупционных правонарушений. К ним в частности  относятся:

  • нарушение порядка использования средств бюджета, государственных внебюджетных фондов либо организации государственных закупок товаров (работ, услуг) (статья 11.16 КоАП);
  • нарушение порядка проведения конкурсов и аукционов (статья 23.83 КоАП);
  • отказ в предоставлении информации (ст. 9.6.КоАП).

Перечень административной ответственности за правонарушения (проступки), связанные с коррупцией:

  • отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 9.6 КоАП Республики Беларусь);
  • нарушение законодательства об обращениях граждан и юридическихлиц (ст. 9.13 КоАП Республики Беларусь);
  • нарушение законодательства об административных процедурах (ст. 9.26 КоАП Республики Беларусь);
  • мелкое хищение (ст. 10.5 КоАП Республики Беларусь);
  • нарушение порядка использования средств бюджета, государственных внебюджетных фондов либо организации государственных закупок товаров (работ, услуг) (ст. 11.16 КоАП Республики Беларусь);
  • незаконное делегирование полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности либо на контроль за ней (ст. 23.81 КоАП Республики Беларусь);
  • воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 23.82 КоАП Республики Беларусь);
  • нарушение порядка проведения конкурсов и аукционов (ст. 23.83 КоАП Республики Беларусь);
  • нарушение порядка предоставления и использования безвозмездной (спонсорской) помощи (ст. 23.84 КоАП Республики Беларусь);
  • непринятие мер по надлежащей организации деятельности юридического лица (ст. 23.89 КоАП Республики Беларусь.

Статьей 36 Закона о борьбе с коррупцией установлена гражданско-правовая ответственность за достоверность сведений, указываемых в ежегодных декларациях о доходах и имуществе. В случаях установления явного превышения стоимости задекларированного имущества  и иных расходов (не менее 25%) над доходами, полученными из законных источников, имущество и иные расходы на сумму, явно превышающую подтвержденные доходы, безвозмездно изымаются (взыскиваются) или взыскивается стоимость такого имущества в доход государства.

В Законе о борьбе с коррупцией предусмотрена дисциплинарная ответственность за коррупционные проявления. Статьей 43 Закона предусмотрено освобождение от занимаемой должности (увольнение). Руководители государственных органов и иных организаций обязаны информировать государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, о фактах совершения подчиненными работниками коррупционных правонарушений в течение десяти дней с момента, когда им стало о них известно.

Перечень дисциплинарной ответственности за правонарушения (проступки), связанные с коррупцией:

Дополнительные основания прекращения трудового договора с некоторыми категориями работников при определенных условиях (п. 5, 5-1 ст.47 ТК Республики Беларусь)

Статья 47. Трудовые договоры (контракты) до истечения срока их действия могут быть расторгнуты нанимателем по основаниям, признаваемым дискредитирующими обстоятельствами увольнения (пункт 6 Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5).

Помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, трудовой договор с некоторыми категориями работников может быть прекращен в случаях:

  • п.5 не подписания работником, являющимся государственным должностным лицом, письменного обязательства по соблюдению ограничений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией.
  • 5-1. нарушения работником, являющимся государственным должностным лицом, письменного обязательства по соблюдению ограничений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией, совершения правонарушения, создающего условия для коррупции, или коррупционного правонарушения;

Меры дисциплинарного взыскания (ст. 198 ТК Республики Беларусь)

Статья 198. За совершение дисциплинарного проступка наниматель может применить к работнику следующие меры дисциплинарного взыскания: замечание; выговор; лишение полностью или частично стимулирующих выплат на срок до двенадцати месяцев;

Руководителям государственных органов, иных организаций независимо от форм собственности обеспечивать безусловное привлечение работников организаций к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения за появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распитие спиртных напитков, употребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ в рабочее время или по месту работы;

нарушение требований по охране труда, повлекшее увечье или смерть других работников (подпункт 1.4 пункта 1 Директивы Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 N 1);

увольнение (пункты 6 - 11 статьи 42, пункты 1, 1-2, 5-1 и 9 части первой статьи 47).

Для отдельных категорий работников с особым характером труда могут предусматриваться также и другие меры дисциплинарного взыскания (статья 204).

Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов в связи с исполнением обязанностей государственного должностного лица (статья 21 Закона о борьбе с коррупцией).

Дополнительные основания привлечения руководителей государственных органов и иных государственных организаций к дисциплинарной ответственности (ст. 23 Закона о борьбе с коррупцией).

Ответственность вплоть до освобождения от занимаемой должности (абз. 3 ч. 1 ст. 43 Закона о борьбе с коррупцией).

В Уголовном кодексе Республики Беларусь содержатся санкции за совершение коррупционных преступлений – до 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Составы преступлений, предусмотренные Уголовным кодексом Республики Беларусь:

  • хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (ст. 210);
  • легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (ч. 2 и ч. 3 ст. 235);
  • злоупотребление властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч. 3 ст. 424);
  • бездействие должностного лица из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч. 3 ст. 425);
  • превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч. 3 ст. 426);
  • незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 429);
  • получение взятки (ст. 430);
  • дача взятки (ст. 431);
  • посредничество во взяточничестве (ст. 432);
  • принятие незаконного вознаграждения (ст. 433);
  • злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 1 ст. 455).

В Республике Беларусь сегодня сформирована и действует система мер противодействия коррупционным проявлениям, в том числе в системе здравоохранения

Эффективность профилактических мероприятий по указанному направлению возможна только при должной организации работы по профилактике правонарушений, создающих условия для коррупции и коррупционных правонарушений на уровне каждой организации здравоохранения.

В учреждении здравоохранения «Брестский областной онкологический диспансер» приказом главного врача создана комиссия по противодействию коррупции. Комиссия по противодействию коррупции сформирована для ведения антикоррупционной работы в учреждении. Комиссия осуществляет:

  • анализ и выявление причин и условий возникновения коррупции;
  • подготовка предложений руководству учреждения по ведению целенаправленной и системной антикоррупционной политики;
  • рассмотрение обращений (заявлений, жалоб), связанных с коррупцией;
  • координинация и организация мероприятия в рамках реализации планов по противодействию коррупции и другое.

Установлена обязанность оказания содействия госорганам по борьбе с коррупцией. Органы управления здравоохранением и организации здравоохранения обязаны передавать госорганам по борьбе с коррупцией информацию, связанную с фактами, свидетельствующими о коррупции, а также оказывать иное содействие. В частности, запрашиваемые указанными госорганами сведения, документы и другие материалы в сфере борьбы с коррупцией организации здравоохранения независимо от форм собственности должны предоставлять указанным органам незамедлительно, а если это невозможно, то в течение трех суток (ч. 2 ст. 11 Закона о борьбе с коррупцией).